главная страницакарта сайтанаписать письмо
Международная Академия Качества и Маркетинга




























Rambler's Top100


Пресс - релиз

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

VI ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

г. Санкт-Петербург

05 июля2012 г.

 

30 июня 2012 года в Санкт-Петербурге при участии Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, Комитета Государственной Думы РФ по образованию, институтов Российской академии наук, Международной академии качества и маркетинга, журнала «Нанотехнологии. Экология. Производство» была проведена VI Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития высшего образования и науки в Российской Федерации», а также подведены итоги конкурса «100 лучших вузов и НИИ России».

 

Мероприятие проводится в Петербурге с 2004 года и к настоящему времени среди руководителей научно-исследовательских институтов, ректоров вузов, экспертов и специалистов в области науки и образования признано одним из ключевых событий. Конференция является дискуссионной площадкой для обмена мнениями руководителей образовательных и научных учреждений с законодателями из Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

С 2010 года Председателем конференции является лауреат Нобелевской премии, академик РАН, вице-президент РАН Жорес Иванович Алфёров.

 

Основной целью конкурса «100 лучших вузов и НИИ России» является поддержка усилий руководителей государственных и негосударственных вузов, институтов Российской академии наук, а также проектных, конструкторских и технологических организаций страны по развитию передовых и инновационных технологий и совершенствованию научных исследований и разработок.

 

Основой для оценки успешности работы вуза служит разработанная оргкомитетом «Модель оценки вуза», которая включает в себя целый ряд критериев:

 

удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов (соответствие образовательной программы, уровня квалификации преподавателей, умений и навыков выпускников запросам работодателей и современным требованиям); научно-технический и интеллектуальный потенциал вуза (уровень достижений вуза за все время подготовки специалистов); удовлетворенность качеством обучения, подготовки студентов, выпускников, преподавателей и работников вуза; влияние вуза на общество, имидж вуза; использование потенциала вуза (динамика развития вуза, роль руководства в использовании его базовых ресурсов, степень выявления потенциала работников вуза); уровень исследований и научных работ (публикации и патентная активность, наличие международных программ сотрудничества, дополнительное финансирование по исследовательским и образовательным контрактам со стороны как бизнеса, так и государства, диссертационная успешность, цитируемость); трудоустройство выпускников вуза; карьерный рост (количество выпускников, занимающих высокие должности на предприятиях, в выборных органах власти и во властных структурах); качественные характеристики вузов (сертификация по системе ISO 9000, вхождение в крупнейшие сети союза международных вузов и т.д.).

 

Оценка институтов Российской академии наук, проектных, конструкторских и технологических организаций России базируется на их способности реализовывать задачи, соответствующие современным требованиям технологического и промышленного развития.

 

В работе конференции и финальной части конкурса приняли участие более 140 человек более чем из 50 регионов страны.

 

 

Открывая работу конференции, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор философских наук, профессор Олег Смолин рассмотрел в своем докладе вопрос о структурных сдвигах в российской системе образования, в частности в связи с вступлением в силу федерального закона № 93 (93-ФЗ).

 

Исходя из того очевидного факта, что высшее образование является продолжением среднего образования, Смолин проанализировал характер и содержание школьного образования. Он отметил, что в школьном образовании присутствуют два важнейших момента: 1) дать общее образование, то есть некий набор базовых знаний, и в то же время 2) подготовить к получению профессии. В этом смысле школа выступает предуниверсарием.

 

Согласно многочисленным опросам и наблюдениям, большинство школьников в 9-м классе не в состоянии определиться с будущей профессией. Разноплановость школьных предметов дает школьнику возможность сделать более сознательный выбор, либо изменить свой выбор, если он окажется неудачным.

 

Однако стандарты старшей школы, продолжил О. Смолин, которые утверждены бывшим министром образования С. Фурсенко, фактически вынуждают выбрать специализацию — естественнонаучную или гуманитарную — именно в этом возрасте.

 

Далее он остановился на роли ЕГЭ, к которому относится с большой долей недоверия. По мнению О. Смолина, ЕГЭ допустим в некоторых отдельных случаях, однако не может являться главным инструментом проверки знаний и способностей школьника.

 

Он процитировал слова академика РАО Сергея Абрамова, который сказал, что «ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере наказания — реформированию».

 

Затем О. Смолин рассмотрел вопрос о предполагаемом сокращении бюджетного финансирования вузовского образования. Новый министр образования Д. Ливанов до своего назначения заявлял о необходимости вдвое сократить число студентов, учащихся за счет бюджета. В качестве министра Д. Ливанов это намерение пока не подтвердил, и это хорошо, считает Смолин.

 

Если уж и говорить о сокращении бюджетного финансирования вузов, продолжил О. Смолин, то, по крайней мере, с точки зрения повышения качества образования. Однако это следует их тех предложений, которые пока обсуждались на уровне решений министерства.

 

На самом деле, убежден О. Смолин, в России количество студентов-бюджетников следует довести до половины, дополнив это проработанной системой кредитования платного обучения.

 

Он также убежден, что в России нет избытка выпускников с высшим образованием — в процентном отношении по сравнению с некоторыми другим странами.

 

Качество высшего образования, сказал далее О. Смолин в своем выступлении, должно быть гарантировано отсевом, но не при поступлении в вуз, а в процессе обучения.

 

В заключении О. Смолин упомянул о том, что зарплата преподавателей и профессоров в вузах пока еще в целом по стране ниже, чем средняя зарплата в регионах, и это ненормально. Он также коснулся вопроса о внесении предполагаемых поправок в Гражданский кодекс относительно статуса негосударственных вузов, в частности нацеленных на то, чтобы ликвидировать совместное учредительство. О. Смолин выразил свое несогласие с этими поправками, которые грозят обернуться большими сложностями для негосударственных вузов как важной составной части российской вузовской системы.

 

Доклад заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктора физико-математических наук, профессора, академика РАЕН Виктора Шудегова был посвящен анализу особенностей последней редакции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

 

Он отметил, что новый закон об образовании еще не внесен на рассмотрение в Госдуму, и с момента опубликования его первого варианта появилось несколько модификаций. Имеющийся сейчас в наличии вариант Шудегов условно обозначил как 3.8.

 

Одной из сохраняющихся особенностей закона об образовании является то, что в нем по-прежнему отсутствует понятие начального профессионального образования. При этом закон исходит из идеи непрерывности образования, и в качестве первой ступени обозначается «дошкольное образование».

 

Это вызывает удивление, продолжил В. Шудегов, потому что, во-первых, необходимость развития начального профессионального образования как важнейшего механизма подготовки рабочих кадров неоднократно подчеркивалась в последнее время руководством государства. Если его устранить, то возникнет ситуация, когда Россия окажется во все более растущей зависимости от постоянного притока гастарбайтеров из «ближнего зарубежья».

 

Во-вторых, введение дошкольного образования в качестве обязательной стадии фактически означает, что огромное количество детей, которые сегодня не посещают детские сады, окажется ущемленным. Их придется срочно определять в детский садик, в то время как мест в них в настоящий момент катастрофически не хватает. В то же время во многих регионах страны в соответствии со сложившимися условиями многие дети вообще не ходят в детские сады. Например, по некоторым оценкам, в Ингушетии более 90 % детей не посещают детские сады.

 

Важным моментом также является правовой статус педагогических работников. В предыдущей версии закона содержался следующий пункт: «Органы государственной власти РФ и субъектов РФ при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация». В новой редакции закона этот пункт убран, что, по мнению В. Шудегова, ухудшает положение педагогических кадров.

 

Критику со стороны В. Шудегова в предлагаемом варианте закона вызвала и формулировка о целях профессионального обучения, которая звучит следующим образом: «Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых (служебных) функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлено на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза».

 

По мнению В. Шудегова, это означает не что иное, как курс на «примитивную ускоренную подготовку для миллионов выпускников школ ежегодно — вместо полноценного профессионального образования», что «будет давать примитивные умения и навыки по узкому направлению деятельности».

 

Затем докладчик снова вернулся к вопросу об упразднении начального профессионального образования (НПО) в тексте законопроекта. В статье 113 описывается соотношение между бакалавриатом, магистратурой и специалитетом, где, по его мнению, Министерством образования делается попытка представить упразднение НПО как его «повышение уровня до среднего профессионального образования». Он твердо убежден в том, что это «нельзя рассматривать иначе как сознательный и безответственный демонтаж государственной системы подготовки квалифицированных кадров, которая традиционно считалась самой сильной стороной российской системы образования и признавалась зарубежными партнерами».

 

В целом эти и другие высказанные В. Шудеговым замечания говорят, по его мнению, о том, что законопроект по-прежнему сырой и недоработанный, и следовало бы более детально согласовать его с экспертным сообществом и общественностью, прежде чем выносить на рассмотрение Госдумы.

 

В заключение В. Шудегов высказался также по вопросу объединения вузов. Он считает, что подобные решения необходимо обязательно согласовывать с трудовыми коллективами вузов, региональными законодательными собраниями и федеральными органами власти в случае федерального подчинения реформируемых образовательных учреждений.

 

Выступление ректора Московского гуманитарного университета, профессора, кандидата социологических и доктора философских наук, президента Национального союза негосударственных вузов Игоря Михайловича Ильинского было посвящено теме модернизации российского образования в контексте мировой глобализации.

 

Вначале он высказал мысль, что глобализация — это процессы не только в сфере экономики, но и в сфере культуры, образования. В определенном смысле глобализация — это проникновение в общественное сознание стран идей и представлений, генерируемых ведущей группой государств Европы и Америки.

 

Глобализация образования, продолжил И. Ильинский, — объективная реальность, но это приемлемо, если ведет к обогащению, а не наоборот. Для России, считает он, глобализация образования пока несла преимущественно негативные последствия.

 

Тревожным фактом является возникновение в стране образовательного неравенства, которое идет вслед за имущественным расслоением. Согласно статистике, 50 % российских семей могут позволить себе только базовые расходы. На остальное им просто не хватает денег, включая платное образование.

 

В итоге, отметил он, 2 млн подростков России в возрасте 11 лет в настоящее время неграмотны.

 

Еще одной тревожной тенденцией, сказал И. Ильинский, выступает рост стандартизации образования вместо увеличения роли человеческого фактора в процессе образования. Происходит смещение ценностной ориентации в сферу прагматизма за счет таких важных свойств личности, как трудолюбие, ответственность, совесть и т.д.

 

После этого он сделал краткий исторический экскурс на тему того, насколько образование было доступно широким массам народа. В древности, отметил он, доминировало представление, что только избранная часть общества может иметь доступ к образованию. Образование вооружает способностью самостоятельно анализировать реальность и принимать решения, в то время как низшие слои общества, например рабы, были обречены лишь на получение трудовых навыков, нужных для выполнения однообразной, рутинной, не требующей работы мысли деятельности.

 

В последующие эпохи мировой истории доступ к образованию расширялся, и все же основной принцип о том, что на него имеют право только избранные, в целом сохранялся. Это было характерно и для ранних периодов истории России.

 

Важнейшее значение советского периода истории страны, считает И. Ильинский, состоит в том, что он впервые открыл доступ к образованию самым широким слоям народа, и это сыграло колоссальную роль в подъеме, который пережила страна в это время, сумев победить гитлеровский нацизм и т.д.

 

К сожалению, это достояние подвергается сегодня разрушению, что не может не вызывать искреннего чувства боли за происходящее.

 

Важным вкладом в обсуждение современных проблем образования стало выступление ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доктора искусствоведения, профессора, министра культуры и массовых коммуникаций РФ в 2004–2008 годах Александра Соколова. Он сконцентрировался на состоянии профессионального музыкального образования в стране.

 

Реформа образования, по его мнению, пока идет в направлении ущемления гуманитарных знаний. Модернизация, являясь в основе правильным и перспективным лозунгом, может стать источником «миллиона глупостей». Не всегда новые методы оправдывают себя, потому что во многих сферах образования нельзя уйти от проверенных опытом и историей «дедовских методов».

 

В качестве примера он привел правило, которое некоторое время назад было введено при подготовке конкурса пианистов им. П.И. Чайковского. Было разрешено присылать для предварительного прослушивания и отбора претендентов DVD диски с записью выступления. Очень часто стало происходить так, что в записи исполнитель выглядел очень хорошо, однако когда он приезжал для личного выступления, то оказывалось, что уровень его исполнительского мастерства намного ниже, и его нельзя допускать до итогового конкурса.

 

С другой стороны, отметил А. Соколов, современные технические средства позволяют решить или существенно облегчить многие существовавшие ранее проблемы. Например, в Японии, рассказал он, изобретен специальный электронный рояль, который позволяет полностью воспроизводить исполняемое в одном месте произведение на другом, точно таком же, рояле, находящемся в любой точке планеты и связанном с первым удаленным доступом. Теперь специалист может прослушивать начинающих исполнителей без того, чтобы они покидали места своего нахождения.

 

 А. Соколов также напомнил, что в этом году исполняется 150 лет со дня основания Санкт-Петербургской консерватории (Московская консерватория была открыта четыре года спустя). Хотя «Могучая кучка», группа наиболее авторитетных в то время русских композиторов, с недоверием отнеслась к идее создания Санкт-Петербургской консерватории, считая ее отходом от национальной музыкальной традиции, одним из первых выпускников консерватории стал Петр Ильич Чайковский, прославивший на весь мир именно русскую музыкальную школу и традицию.

 

Коснулся А. Соколов и вопроса о начальном профессиональном образовании, которого нет в новом законе об образовании. По его словам, если прежние нововведения и реформы затрагивали только отдельные элементы системы образования, то сейчас речь идет об угрозе фундаменту здания, по крайней мере, в сфере музыкального образования.

 

Существовавшая до настоящего времени в России система музыкального образования строилась на преемственности между музыкальными (хореографическими) школами, училищами и вузами. Теперь музыкальные школы выводятся в разряд дошкольного образования, то есть, в сущности, приравниваются к кружкам и секциям. Однако эти школы важны тем, что ориентированы на выработку навыков танца и пения, которые трудно развивать в более позднем возрасте.

 

В заключение А. Соколов предложил ввести принцип возможности второго бесплатного высшего образования. Многие творческие профессии, например дирижер оркестра или кинорежиссер, требуют более сложной, комплексной подготовки, которую не может обеспечить один вуз. Можно потерять много талантов, если не дать им возможности полноценно раскрыть свои дарования, не увязывая это с их способностью платить за обучение.

 

Вопросам рационального использования интеллектуальной собственности в вузах и научных организациях и возможностям коммерциализации научных достижений был посвящен доклад директора Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности, доктора юридических наук, профессора, генерального директора Международной ассоциации институтов интеллектуальной собственности Владимира Лопатина.

 

Он отметил, что приоритетами стратегического развития России и СНГ должны быть инновационное развитие (человек, общество, государство, экономика — через баланс интересов), модернизация производства (промышленности) преимущественно на основе отечественных технологий, а также повышение качества жизни. Условием реализации этих целей должно служить развитие рынка интеллектуальной собственности.

 

В то время как общепризнанными объектами инновационного рынка являются товары, работы и услуги, еще одним составным элементом его должны быть права или интеллектуальная собственность.

 

Интеллектуальная собственность, продолжил В. Лопатин, является инструментом создания новой стоимости на рынке, средством капитализации предприятий и организаций, а также инвестиционным ресурсом (обеспечением залога, кредита, займа).

 

Оценивая общее состояние рынка интеллектуальной собственности в России, он констатировал, что пока условия для развития рынка интеллектуальной собственности в национальных интересах практически отсутствуют. Если 20 лет назад ежегодно за рубежом патентовалось более 3000 отечественных изобретений, то сейчас — в шесть раз меньше. В то время как в развитых странах патентуется каждое четвертое национальное изобретение за их рубежами, то применительно к России за ее пределами патентуется только каждое шестидесятое национальное изобретение, что в 100 раз меньше, чем в США, и в 50 раз меньше, чем в Германии.

 

Осенью прошлого года, сообщил В. Лопатин, было принято решение Совета глав правительств СНГ одобрить «Межгосударственную программу инновационного сотрудничества СНГ до 2020 г.» Пока последствия более чем скромны. В России из 240 тыс. действующих патентов в коммерческом обороте находится около 2 % , на Украине — около 1 % из более 300 тыс. зарегистрированных объектов, в Белоруссии — 0,5 % из 130 тыс., в Узбекистане — 0,4 % из более 30 тыс. В Армении действует только 15 % от общего числа выданных патентов на изобретения за последние 20 лет.

 

Рынок интеллектуальной собственности в РФ, считает В. Лопатин, по-прежнему находится в начальной стадии формирования. Более того, доля иностранцев в числе заявителей на получение российских патентов и их правообладателей на территории России ежегодно растет, в том числе в отношении промышленных образцов и товарных знаков их доля в 2010–2011 гг. составила более 50 %. Это косвенно указывает, по его мнению, на то, что иностранцы более активно готовятся к приходу России в ВТО, чтобы использовать новые условия в своих интересах, чем российские граждане и юридические лица.

 

Когда технологический рынок, продолжил В. Лопатин, уже поделен, странам СНГ изначально отводится в лучшем случае место сборки продукции по иностранным технологиям. И чтобы изменить эту ситуацию, надо быть готовым и уметь бороться за свои национальные интересы.

 

Ректор Уральской государственной архитектурно-художественной академии, доктор исторических наук, профессор Сергей Постников предложил участникам конференции свое видение того, какое место должны занимать гуманитарные науки в структуре государственной научной и инновационной политики.

 

Главным субъектом модернизации, отметил он, является человек. Науки о человеке и обществе должны быть включены в приоритеты развития.

 

Продолжая тему, уже затронутую в предыдущих выступлениях, С. Постников сказал, что модернизация рассматривается прежде всего как развитие технологий, иногда к этому добавляется понятие политической реформы. Однако выработка единых критериев, ценностей и т.д., как правило, не берется в расчет.

 

Между тем вопрос о духовном и интеллектуальном наполнении производства принципиально важен. Многие товары российского производства, продолжил он, неконкурентоспособны из-за слабого дизайна. В связи с этим он рассказал об опыте работы возглавляемой им академии, которая уделяет большое внимание подготовке кадров как раз в области дизайна.

 

Выпускники вуза востребованны на рынке, но зачастую не российскими компаниями, а иностранными фирмами. Получается, что выпускники российских вузов, по существу, разрабатывают дизайн для иностранных производителей.

 

Ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, профессор, доктор технических наук Сергей Дмитриев рассказал об опыте взаимодействия и подготовки кадров возглавляемого им вуза для госкорпорации «РОСАТОМ» в рамках реализации стратегии развития ядерных технологий.

 

Эта деятельность ведется на широкой основе, куда входят не только ресурсы самого университета, но и смежных с ним научных и производственных организаций: ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «НИАЭП», ФГУП ФНПЦ, «НИИИС им. Ю.Е. Седакова», ОАО Корпорация «ТВЭЛ», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» и др.

 

Целевой прием студентов, а также фундаментальные и прикладные научные разработки обеспечивают переподготовку специалистов предприятий и подготовку кадров высшей квалификации для отрасли.

 

Нижегородский ГТУ им. Р.Е. Алексеева также активно участвует в международном сотрудничестве, поддерживая регулярные контакты с ведущими профильными вузами Китая, США и Японии.

 

Рассказу об одном научно-производственном внедрении было посвящено выступление заместителя генерального директора по науке ООО «ЭСБ-Технологии», кандидата технических наук, доцента кафедры «Технологии приборостроения» Физического факультета Южно-Уральского государственного университета Николая Забейворота. Он представил аудитории пленочный электронагреватель (ПЛЭН) и поделился соображениями по поводу перспектив его применения.

 

Обладая высокой гибкостью, небольшим весом и рядом других выгодных технических характеристик, ПЛЭН может использоваться в объектах социальной сферы (детские сады, малокомплектные школы, библиотеки, спортзалы, бассейны), культовых учреждениях, объектах АПК (свинокомплексы, птицефабрики, тепличные хозяйства), производственных и складских помещениях, офисных зданиях, жилых домах и т.п.

 

Кроме этого, к перспективным объектам для применения ПЛЭН относятся отопление объектов, находящихся на территориях, не подлежащих газификации, отопление объектов, расположенных на территориях, где отсутствует централизованная система отопления; в сейсмически опасных районах, в районах Крайнего Севера; в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

В целом дискуссия показала наличие многих острых и нерешенных проблем в системе образования, а также значимость данной конференции как важного форума для их обсуждения.

 

Лауреатами конкурса «100 лучших вузов и НИИ России» в номинации «Лучший профильный вуз» стали Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний (начальник — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Р.А. Ромашов), Московский государственный строительный университет (ректор — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.И. Теличенко), Московский государственный вечерний металлургический институт (ректор — доктор технических наук, профессор А.Б. Коростелёв), Академия МНЭПУ (президент — кандидат экономических наук С.С. Степанов) и др.;

 

в номинации «Лучший социально-ориентированный вуз»: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (ректор — доктор педагогических наук Е.И. Михайлова), Финансово-технологическая академия Московской области (ректор — доктор педагогических наук, академик РАЕН Т.Е. Старцева), Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы (ректор — доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ С.И. Королёва) и др.;

 

в номинации «Лучший инновационно-технический вуз (Лидер инновации)»: Национальный исследовательский Томский государственный университет (ректор — доктор физико-математических наук, профессор Г.В. Майер), Дагестанский государственный технический университет (ректор — доктор технических наук, профессор Т.А. Исмаилов) и др.;

 

в номинации «Лучший региональный вуз»: Тамбовский государственный технический университет (ректор — доктор технических наук, профессор С.В. Мищенко), Адыгейский государственный университет (ректор — доктор социологических наук, профессор Р.Д. Хунагов).

 

Среди лучших научно-исследовательских институтов лауреатами конкурса стали Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина (директор — доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, РАЕН Ю.А. Рахманин), Институт химии силикатов имени И.В. Гребенщикова РАН (директор — доктор химических наук, профессор, академик РАН В.Я. Шевченко), Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (директор — доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН Р.М. Юсупов), Институт физиологически активных веществ РАН (директор — член-корреспондент РАН, доктор химических наук, профессор С.О. Бачурин) и др.

 

Итоговый список организаций — лауреатов конкурса

 «100 ЛУЧШИХ ВУЗОВ И НИИ РОССИИ»

 

ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»
Ректор — Ильинский Игорь Михайлович

 

Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске
Директор — Андреев Александр Львович

 

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Генеральный директорКармазинов Феликс Владимирович

 

ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Ректор — Соломин Валерий Павлович

 

ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского»
Ректор — Соколов Александр Сергеевич

 

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»
Ректор — Приходько Вячеслав Михайлович

 

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины»
Ректор — Стекольников Анатолий Александрович

 

ФГБОУ ВПО «Военно-технический университет при Федеральном агентстве специального строительства»
Начальник — Ивановский Владимир Сергеевич

 

ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Ректор — Слинкин Сергей Викторович

 

ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Ректор — Наркевич Игорь Анатольевич

 

ФГБУН Институт физиологически активных веществ Российской академии наук
Директор — Бачурин Сергей Олегович

 

ФГБУ «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии» Российской академии медицинских наук
Директор — Кубатиев Аслан Амирханович

 

ФКОУ ВПО «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Начальник — Ромашов Роман Анатольевич

 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина»
Ректор — Сысоев Александр Митрофанович

 

ФБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»
Ректор — Барышников Сергей Олегович

 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
Ректор — Теличенко Валерий Иванович

 

ФГБУН Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук
Директор — Юсупов Рафаэль Мидхатович

 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»
Ректор — Еделев Дмитрий Аркадьевич

 

ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Ректор — Майер Георгий Владимирович

 

ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
Ректор — Курасов Сергей Владимирович

 

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского»
Ректор — Коротов Владимир Иванович

 

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Ректор — Копосов Евгений Васильевич

 

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»
Ректор — Исмаилов Тагир Абдурашидович

 

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
Ректор — Дмитриев Сергей Михайлович

 

АНО «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности»
Директор — Лопатин Владимир Николаевич

 

ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»
Ректор — Юстратов Владимир Петрович

 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный вечерний металлургический институт»
Ректор — Коростелёв Алексей Борисович

 

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Ректор — Михайлова Евгения Исаевна

 

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
Ректор — Мищенко Сергей Владимирович

 

НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ»
Ректор — Прусс Нэлла Матвеевна

 

НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»
Ректор — Бычков Артур Викторович

 

НОУ ВПО Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета»
Ректор — Майстер Виктор Аркадьевич

 

НОУ ВПО «Институт специальной педагогики и психологии»
Ректор — Шипицына Людмила Михайловна

 

НОУ ВПО Новосибирский гуманитарный институт
Ректор — Соколков Евгений Алексеевич

 

ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Ректор — Коноплина Надежда Васильевна

 

ГБОУ ВПО Московской области Финансово-технологическая академия
Ректор — Старцева Татьяна Евгеньевна

 

ФГБОУ ВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная академия»
Ректор — Донник Ирина Михайловна

 

Ачинский филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»
Директор — Сибирина Татьяна Федоровна

 

Мурманский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Директор — Репникова Валентина Михайловна

 

ОАО «Центральный научно-исследовательский институт «Курс»
Генеральный директор — Клячко Лев Михайлович

 

НОУ ВПО «Институт экономики и предпринимательства»
Ректор — Соколова Юлия Андреевна

 

ЧОУ ВПО «Сочинский морской институт»
Ректор — Лаврентьев Вик­тор Алек­се­е­вич

 

Екатеринбургский филиал ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Директор — Сазонов Игорь Юрьевич

 

НОУ ВПО «Московская академия экономики и права»
Ректор — Буянов Владимир Петрович

 

НО АНО ВПО «Социально-правовой институт экономической безопасности»
Ректор — Бирюкова Наталья Борисовна

 

ФГБУН Ордена Трудового Красного Знамени Институт химии силикатов имени И.В. Гребенщикова Российской академии наук
Директор — Шевченко Владимир Ярославович

 

НОЧУ ВПО «Институт бизнеса и права»
Ректор — Абгарян Эдвард Арамович

 

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
Ректор — Хунагов Рашид Думаличевич

 

НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия»
Ректор — Воронина Наталья Юрьевна

 

ФГБОУ ВПО для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт»
Ректор — Байрамов Вагиф Дейрушевич

 

НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»
Президент — Степанов Сергей Станиславович

 

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Ректор — Редько Людмила Леонидовна

 

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ректор — Мерзлякова Галина Витальевна

 

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения»
Ректор — Ковтунов Александр Владимирович

 

Ярославский Филиал ФГБУН Физико-технологического института Российской академии наук
Директор — Рудый Александр Степанович

 

Уральский технический институт связи и информатики (филиал) ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
Директор — Субботин Евгений Андреевич

 

АНО ВПО «Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой»
Ректор — Тычинина Лариса Викторовна

 

ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»
Ректор — Постников Сергей Павлович

 

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Ректор — Дроздов Николай Иванович

 

ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения»
Ректор — Панычев Александр Юрьевич

 

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Ректор — Чеботарев Геннадий Николаевич

 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет»
Ректор — Садовничий Виктор Антонович

 

ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Президент — Федоров Игорь Борисович

 

ФГБУ ВПО Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН
РекторАлфёров Жорес Иванович

 

ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»
Ректор — Кудрявцев Николай Николаевич

 

ФГАОУ ВПО Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Ректор — Стриханов Михаил Николаевич

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Ректор — Кропачев Николай Михайлович

 

Калмыцкий технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет»
Директор — Овшинов Алексей Николаевич

 

НОУ ВПО Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы
Ректор — Королёва Светлана Ивановна

 

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
Ректор — Гневко Виктор Андреевич

 

НОО ВПО некоммерческое партнерство «Тульский институт экономики и информатики»
Ректор — Карпов Евгений Борисович

 

ФГБОУ ВПО «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс»
Ректор — Голенков Вячеслав Александрович

 

ЧОУ ВПО «Институт правоведения и предпринимательства»
Ректор — Козлова Татьяна Ивановна

 

Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Директор — Пищулин Валерий Гаврилович

 

НОУ ВПО НП «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»
Ректор — Егоршин Александр Петрович

 

ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры»
Ректор — Конёнкова Алла Кирилловна

 

ООО «ЭСБ-Технологии»
Генеральный директорГлухов Сергей Владимирович

 

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
Ректор — Романов Евгений Михайлович

 

ЗАО «СИБПЛАЗ»
Генеральный директорТоропцев Юрий Владимирович

 

ООО Научно-производственное объединение «Фундаментстройаркос»
Генеральный директорДолгих Григорий Меркулович

 

ФГБУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Ректор — Хоменко Андрей Павлович

 

ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» Минздравсоцразвития России
Директор — Рахманин Юрий Анатольевич

 

ОАО «Научно-производственное объединение «Радиоэлектроника» имени В.И. Шимко»
Генеральный директорКоннов Владимир Петрович

 

НОУ ВПО «Профессиональный институт юриспруденции»
Ректор — Воронов Виталий Николаевич

 

НОУ ВПО «Институт управления»
Ректор — Алёхин Игорь Алексеевич

 

ФКОУ ВПО «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Начальник — Балан Валерий Павлович

 

ФГУП «Научно-производственное объединение «Техномаш»
Генеральный директорКотов Александр Николаевич

 

ООО Научно-производственный центр «Диагностика, надежность машин и комплексная автоматизация»
Генеральный директорКостюков Владимир Николаевич

 

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»
Ректор — Галустов Амбарцум Робертович

 

ООО Научно-производственное объединение «МЕТАЛЛЫ УРАЛА»
Директор — Казаков Александр Сергеевич

 

Тамбовский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»
Директор — Тютюнник Вячеслав Михайлович

 

Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Махачкале Республики Дагестан
Директор — Эмирбеков Эмирбек Зиядович

 

НОУ ВПО Восточно-Европейский институт
Председатель правления — Балобанов Игорь Александрович

 

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Ректор — Эскиндаров Мухадин Абдурахманович

 

НОУ ВПО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»
Ректор — Дегтева Ольга Александровна

 

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»
Ректор — Цугленок Николай Васильевич

 

АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт»
Ректор — Демидова Любовь Анисимовна

 

МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт»
Ректор — Крюков Дмитрий Николаевич

 

ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»
Ректор — Бараников Анатолий Иванович

 

ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
Начальник — Крымов Александр Александрович

 

НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Ректор — Забуга Владимир Фёдорович

 

ГУП «Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан»
Директор — Теляшев Эльшад Гумерович

 

ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Ректор — Новицкий Вячеслав Викторович

 

ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Ректор — Кучиева Людмила Асланбековна

 

ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Ректор — Петров Владимир Иванович

 

ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем»
Генеральный директоргенеральный конструкторУрличич Юрий Матэвич

 

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
Ректор — Парахин Николай Васильевич

 

НОУ ВПО «Славянский деловой институт им. К.В. Нечаева (Митрополита Питирима)»
Ректор — Лимонова Татьяна Ивановна

 

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт риса
Директор — Харитонов Евгений Михайлович

 

Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Сургуте
Директор — Патракова Галина Васильевна

 

ФГБУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности»
Директор — Иванов Аркадий Васильевич

 

НОУ ВПО «Московский университет имени С.Ю. Витте»
Ректор — Семенов Александр Вячеславович

 

* * *

 

По окончании работы конференции состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса «100 лучших вузов и НИИ России», в рамках которой организациям-лауреатам были вручены медали в номинациях «100 лучших вузов России» (для вузов) и «100 лучших вузов и НИИ России» (для институтов РАН, проектных, конструкторских и технологических организаций). Ректоры учебных заведений награждались почетным знаком «Ректор года», руководители НИИ, проектных, конструкторских и технологических организаций — знаком «Ученый года».

 

Кроме основной награды, многие вузы-лауреаты были отмечены в дополнительных номинациях, среди которых:

 

  • Лучший региональный вуз
  • Лучший социально-ориентированный вуз
  • Лучший инновационно-технический вуз
  • Лучший вуз в области международного сотрудничества
  • Лучший вуз в номинации «Связь науки и производства»
  • Лучший профильный вуз
  • Лучший вуз — лидер непрерывного образования
  • Лучший негосударственный вуз

 

В ходе церемонии награждения победителей конкурса состоялось также награждение участников энциклопедии «Ректоры и ученые современной России». Это проект, с успехом реализуемый в продолжение нескольких лет. Его участниками стали сотни выдающихся ученых, исследователей, конструкторов и ректоров стран. Энциклопедия «Ректоры и ученые современной России» призвана обеспечить общественное признание и поддержку усилиям по развитию науки и образования со стороны вузов, академических институтов, научно-исследовательских, научно-производственных и конструкторских предприятий и объединений страны.

 

 

За дополнительной информацией обращайтесь:

Международная академия качества и маркетинга

 

Владимир Брунеткин

( (812) 702-15-01

Елена Куликова

( (812) 325-64-76

 








Контактный телефон:
(812) 393-68-95
(812) 320-21-14